Образование

 

Учреждение работает в режиме 5-дневной рабочей недели

Режим занятий строится в соответстви с режимом  и графиком работы учреждения, на базе которого они проводятся.

Продолжительность занятий: индивидуальные - 10-20 мин.

                                                  групповые - 30-40 мин.

Язык образования - русский

Форма обучения - очная

Уровни образования: Образовательные программы реализуются на уровне дошкольного образования, начального образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования.

 

 

1. Программа 

 

1.1.  "Я расту!"(для детей раннего возраста)

карта сопровождения на ребенка ранненго возраста

 

      Ранний возраст — это особый и очень важный период в жизни ребенка. Решающими в развитии личности малыша являются социальные условия его жизни, т. е. общение, обучающие воздействия, организация жизни в целом, влияние окружающей среды. При этом именно педагогические воздействия во многом определяют уровень развития ребенка. Они должны учитывать и общие закономерности развития детей этого возраста, и индивидуальные особенности каждого ребенка, что позволяет определить и «зону ближайшего развития». В связи с этим, специалистами МКОУ "Центр ПМСС" (педагогом-психологом, учителем-логопедом и учителем-дефектологом) была разработанна программа "Я расту!"

   Программа включает в себя три блока:

1. Развитие речи.

2. Познавательное развитие.

3. Развитие крупной и мелкой моторики.  

      Цель:  развитие индивидуальных способностей каждого ребенка.

      Задачи программы:

- Развивать сенсорное восприятие. Совершенствовать зрительное, слуховое, осязательное восприятие, формировать простейшие представления об окружающих предметах и явлениях.

- Приучать действовать с предметами и игрушками в соответствии с их особенностями и назначением.

- Развивать внимание, память, наглядно-действенное мышление, познавательную деятельность.

- Обогащать словарный запас, развивать потребность детей в речевом общении. Совершенствовать грамматическую структуру речи.

- Развивать зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику.

     Адресат программы: дети в возрасте 2 – 3 года.

Продолжительность:  программа рассчитана на два учебных года, из расчета 3 занятия в неделю (по одному занятию из каждого блока).

Занятия проходят в индивидуальной или групповой форме.

Длительность индивидуального занятия – 10-15 минут, группового занятия – 25 минут.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья количество занятий может быть увеличено по одному или всем блокам программы.

Требования к результатам усвоения программы:  Оценка достижений планируемых результатов освоения программы обучающимися происходит индивидуально с учетом особенностей речевого и психофизического развития. Оценка деятельности проводиться 3 раза в год (мониторинг - Карта сопровождения).

Система оценки достижения результатов: безоценочная.

 

1.2 "Готовимся к школе"

Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

          Школьное обучение требует от учащихся напряженного умственного труда и работоспособности. Предпосылки активной учебы в школе формируются в период дошкольного детства. 

Цель программы «Готовимся к школе»:  развитие психических функций, создающих основу для успешного обучения в школе, с учётом актуального уровня развития ребёнка, его резервных возможностей.

Адресат.

     Данная программа рассчитана на работу с детьми старшего  дошкольного возраста. Может быть использована в работе с детьми, имеющих нарушения в развитии познавательных процессов и мелкой моторики, а также с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы (гиперактивность, агрессивность).

    Форма работы: индивидуальная и групповая. Индивидуальные занятия по 15-20 мин. Групповые занятия по 25-30 мин. (от 2 до 6 человек).

Срок освоения программы: 1 год с периодичностью встреч – 1 раз в неделю.    

Программа включает в себя 2 блока.

БЛОК 1. Развитие познавательных процессов.

БЛОК 2. Развитие эмоционально-волевой сферы:

Модуль «Гиперактивный ребенок»

Модуль «Агрессивный ребенок».

1.3 "Математические представления"

У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с умственной отсталостью не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание игровых ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. Знания и умения,  приобретаемые ребенком в ходе освоения математических представлений, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.

Цель программы «Математические представления»: формирование элементарных математических представлений.

  Задачи:

1. Научить:  

·         различать и сравнивать предметы по форме, величине;

·         ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;

·          различать части суток, соотносить действие с временными промежуткам, составлять и прослеживать последовательность событий.

2.Сформировать:

·         пространственно-временные ориентировки;

·         умение различать, сравнивать и прообразовывать множества один – много.

3.Обогатить словарный запас детей на основе использования соответствующей терминологии.

   Адресат программы – обучающиеся школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми и множественными нарушениями развития, со сложным дефектом, с умственной отсталостью, с глубокой задержкой психического развития и дошкольники с сохранным интеллектом.

    Продолжительность программы – программа рассчитана на четыре учебных года.

   Требования к результату усвоения программы –

   Программа определяет  два  уровня  овладения   результатами: минимальный  и  достаточный.  Достаточный  уровень  освоения  предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным разделам не  является  препятствием  к  продолжению  обучения по  данной  программе. Если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству разделов, то с  согласия родителей  (законных  представителей)  обучение по данной программе (или разделу) может быть увеличено.

   Система оценки достижения планируемых результатов – обучение по программе носит безоценочный характер.

 

1.4 "Путь к успеху"

Каждый ученик встает перед выбором своей будущей профессии. Программа "Путь к успеху разработанна педагогом-психологом и позволяет выпускникам сориентироваться в выборе профессии, оказать помощь в выявлении и  развитии способностей,     склонностей , профессиональных и  познавательных  интересов. Особенно это актуально для выпускников с ОВЗ.

    Цель:

Создание условий для формирования обоснованных профессиональных планов выпускника с ограниченными возможностями здоровья.

    Задачи:

1)Обогащение представлений детей о мире профессии.

2)Выявление интересов, склонностей и способностей.

3)Стимулирование размышления детей о собственных перспективах личностного и профессионального самоопределения.

4)Формирование представлений о реальном применении полученных знаний, умений, навыков в выборной сфере деятельности.

5)Развитие трудовой дисциплины и профессиональной зрелости.

      Принципы  реализации  программы :

1)      Принцип  личностной  направленности ( предполагает  выявление  способностей, интересов  и наклонностей  воспитанников,  определение  оптимального  пути  личностного развития  для   каждого   из них).

2)    Принцип  толерантности  ( терпимость к  мнению   людей, учет  их  интересов).                                                                                                                

3) Демократизм ( предполагает  сотрудничество  педагога  и  ребенка).         

 4) Учет возрастных, психологических  особенностей  детей.                                                                                                                      

     Адресат программы – обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.

    Продолжительность программы – программа рассчитана на три учебных года. Продолжительность обучения по программе может быть увеличена, так как дети с разной степенью умственной отсталости в разном темпе осваивают материал и начинают применять его на практике.

   Требования к результату усвоения программы

Программа определяет  два  уровня  овладения   результатами: минимальный  и  достаточный.  Достаточный  уровень  освоения  предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным разделам не  является  препятствием  к  продолжению  обучения по  данной  программе. Если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству разделов, то с  согласия родителей  (законных  представителей)  обучение по данной программе (или разделу) может быть увеличено.

     Система оценки достижения планируемых результатов – обучение по программе носит безоценочный характер.

 

1.5 "Развитие познавательных способностей"

   В данной программе представлены технологии организации психологического сопровождения ребенка с проблемами в развитии, трудностями в обучении и социальной адаптации .

   Занятия в дополнительной образовательной программе создают условия для развития памяти, внимания, мышления. Реализуется стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самовыражения и самоконтроля, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

      Цель: развитие познавательных способностей детей

      Задачи:      1. Развивать различные виды памяти, внимания, воображения

                           2.  Развивать мышление в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

                           3.  Воспитывать нравственные межличностные отношения (формировать «Я – концепцию»)

Адрессат: дети, обучающихся в начальных классах.  

Сроки обучения: 4 года

Режим занятий 1 раз в неделю.

Контроль и оценка планируемых результатовв основу изучения  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами.

 

1.6  "Обучение написанию изложения и сочинения"

Обучающиеся с ОВЗ испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебной программы по русскому языку. Таким образом, возникает необходимость создания системы работы с обучающимися с ОВЗ в условиях подготовки к ГИА в форме ГВЭ. Данная программа позволит подробно рассмотреть все этапы работы над изложением, обучающиеся получают возможность попрактиковаться в написании изложения и творческого задания.      

Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности обучающихся с ЗПР.   Она так же может быть реализована и для других категорий обучающихся с ОВЗ (ТНР, НОДА, слабослышащие) с учетом их индивидуальных особенностей.

Цель программы обучение правильному, точному и лексически грамотному созданию текстов; повышение уровня сформированности точности и лаконичности связной речи.

Задачи:

Научить:

·          грамматически правильно оформлять речь;

·         строить связное высказывание;

·         определять проблему текста и формулировать её разными способами;

·         грамотно писать изложение повествовательного характера;

·         владеть формами обработки информации исходного текста;

·         определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать её разными способами (с помощью глаголов речи, с помощью способов передачи чужой речи);

·         редактировать свое изложение и сочинение.

·         повторить теоретические сведения по орфографии, синтаксису,  пунктуации, лексике.

      Программа предназначена для работы с обучающимися с ОВЗ 5 - 9 классов.

  Форма контроля усвоенных знаний и приобретенных умений – контрольное изложение/ сочинение, которое оценивается с учетом методических рекомендаций для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом.

 Система оценки достижения планируемых результатов – обучение по программе носит безоценочный характер.

 Данный курс рассчитан на 5 лет обучения.

 

1.7  "Развитие временных представлений"

Формирование временных представлений и ориентировки во времени у умственно отсталых детей проходит с большими трудностями и гораздо медленнее, чем у нормально развивающихся детей. Специфика временных понятий и нарушение психического   развития детей с умственной отсталостью затрудняют возможность   самостоятельного, спонтанного познания и развития временных представлений. В связи с этим особое значение приобретает специально   организованный процесс обучения.

Цель программы:   Формирование временных представлений.

 Задачи программы:

Формировать временные представления.

Познакомить с отношениями времени.

Показать продолжительность единиц времени.

Формировать правильные представления о длительности событий, явлений.

Определять время по часам с точностью до 1 часа/ до 1 мин.

Адресат программы:

Школьники с глубокой задержкой психического развития и легкой умственной отсталостью. Дети старшего дошкольного возраста с сохранным интеллектом.

Продолжительность программы: 

Программа рассчитана на один учебный год, из расчета 1 занятие в неделю. 

Требования к результатам усвоения программы: 

Оценка достижений планируемых результатов освоения программы обучающимися происходит индивидуально с учетом особенностей интеллектуального развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. Оценка деятельности проводиться 2 раза в год (мониторинг).

Система оценки достижения результатов:

Безоценочная система.

 

1.8 " Учусь говорить правильно"

   В настоящее время количество детей с нарушениями речи неуклонно растёт. Данная программа  обеспечивает полноценное овладение фонетическим строем, развитие фонематического восприятия и лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей речевого развития ребёнка с речевой патологией. Применение программы поможет детям с речевыми нарушениями осваивать основную образовательную программу и своевременно, ещё до поступления в школу, позволит детям  преодолеть  трудности, которые являются причиной школьной дезадаптации. 

   Адрессат: дети 4-7 лет.

   Цель программы: Освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами.

   Задачи:

-Обучать детей правильно произносить звуки речи;

-Совершенствовать кинестетическую и кинетическую основу в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики,

-Работать над расширением понимания речи параллельно с расширением представлений об окружающей действительности;

- Развивать фонематические процессы;

-Формировать  лексико-грамматические категории речи;

- Учить детей навыкам связной речи;

-Формировать речь во взаимосвязи с развитием внимания, памяти, мышления;

Оценка результативности

Первичная диагностика проводится в начале обучения, итоговая диагностика в конце срока обучения. Исследуются: звукопроизношение, фонематический слух, слоговая структура слова, грамматический строй, связная речь и мелкая моторика. Данные обследования фиксируются в речевой карте и речевом профиле.

Сроки реализации: 2 года

Периодичность занятий: 2 раза в неделю

Форма организации занятий: индивидуальная

 

1.9. Учусь писать и читать правильно

 

 

 

План мероприятий МКОУ "Центр ПМСС" на 2017-2018 уч.год

Учебный план МКОУ "Центр ПМСС" на 2017-2018 уч.год.

Календарный учебный график на 2017-2018 уч.год.